В прошлой части мы рассказали о первых этапах становления мотоциклостроения. Ознакомиться со статьёй вы можете по ссылке: https://мопеды.рф/blog/83426/. Сегодня же предлагаем поговорить о развитии мотоциклетной техники в первой половине ХХ века.
Популярность нового вида транспорта в Европе не заставила себя долго ждать: в 1893 году свое производство открывают Royal Enfield, а вслед за ними появляются торговые марки Triumph, Norton Motorcycle Company, Abingdon Motorcycles и многие другие. За последующее десятилетие было открыто почти четыре десятка мотоциклостроительных мастерских, часть из которых существует и по сей день.
В 1895 году инженеры французской компании De Dion-Bouton представили двигатель, который произвел революцию в мотоциклетной промышленности, сделав возможным их массовое производство. Разработка представляла из себя был небольшой и легкий четырехтактный двигатель, который выдавал 0,5 л.с. мощности. Конструкция оказалась настолько удобной и эффективной, что производители мотоциклов по всему миру скопировали и использовали его конструкцию в своих моделях.
Развивалось мотоциклостроительное направление и за пределами Старого Света: в 1901 году в США открываются первые производства компании Indian, а в 1903 появляется их главный конкурент в лице Harley-Davidson. Последние уже в 1909 году совершили революционный по тем временам прорыв в технологиях, выпустив первый в мире мотоциклетный двигатель V-Twin. Его современные варианты по сей день остаются краеугольным камнем практически всей продукции HD.
Интересный факт: до того момента, пока Harley-Davidson не изобрели свою модель двигателя, их мотоциклы базировались на вышеупомянутом французском De Dion-Bouton — как и техника конкурентов в лице Indian, Excelsior и Pope.
Однако расцвет мотоциклостроения, несмотря на активные темпы развития, пришлось отложить из-за покушения Гаврило Принципа и последовавшей за этим Первой Мировой Войны. Впрочем, нет худа без добра: благодаря компактности и мобильности, мотоциклы стали крайне востребованы для военных целей, что послужило мощным толчком для развития технологий и увеличения количества выпускаемой продукции. После того, как последствия событий в Сараево были ликвидированы, мотоциклы снискали популярность и среди гражданских. К 1915 году вышеупомянутые Harley-Davidson стали крупнейшим производителем мотоциклов в мире — отчасти благодаря прибыли военного времени, когда правительство США закупило десятки тысяч мотоциклов Harley-Davidson для использования на передовой.
В межвоенное затишье начали набирать популярность мотоциклетные заезды на скорость, ставшие прародителями современных дисциплин мотоспорта. По мере появления правил проведения соревнований и минимальных регламентов, заводские модели начали модернизировать, тем самым положив начало такому явлению, как кастомайзинг. К сожалению, не сохранилось точных данных о том, кто придумал первый кастомный мотоцикл, но мода на гоночный тюнинг была популярна уже в 20-30 годы прошлого века.
К началу Второй мировой войны мотоциклы уже уверенно занимали отдельную нишу в транспортном сегменте, будучи одинаково востребованными как среди военных, так и среди гражданских. Двухколесная техника сыграла важную роль в обеих Мировых Войнах, поскольку являлась быстрым и эффективным средством доставки важных сообщений на передовую. Практически все мотопроизводители поставляли свою продукцию на фронт: Harley-Davidson выделил порядка 50% выпущенных за тот период мотоциклов на военные нужды, а Triumph Motorcycles предоставила союзникам более 30 000 недавно разработанных Type-H (и это только во время Первой мировой войны).
Интересный факт: большое влияние на развитие мотоциклостроения оказали именно солдаты. По окончанию Мировой войны (и в 1918, и в 1945 году) солдаты, вернувшиеся домой с фронта, нередко приобретали гражданские версии моделей, которые они использовали во время службы. В это же время многие из ветеранов сформировали первые мотоциклетные клубы — общение с единомышленниками и совместное времяпрепровождение помогало им оправиться от пережитого стресса и найти жизненную цель в новом мире.
После того, как активная фаза боевых действий была завершена, а мир постепенно возвращался к привычному темпу жизни, эволюция мотоцикла вновь вошла в динамичную фазу развития. В первое десятилетие после войны европейский рынок автомобилей резко сократился, так как многие люди не могли позволить себе такой транспорт ввиду дороговизны. В этих условиях мотоциклы начали пользоваться большой популярностью: легкие и экономичные, они практически полностью покрывали потребность населения в поездках и перевозке небольших грузов. Взяв курс на совершенствование технического оснащения, инженеры окончательно отошли от компоновки «велосипед с моторчиком», а первые мотоциклы, выпущенные после войны, начали постепенно приобретать современные черты.
По мере того, как популярность и влияние мотоциклетной культуры распространялись по миру, инженеры и механики начали создавать новые формы мотоциклов, предназначенные для повышения производительности. В новом поколении моделей приоритет отдавался высоким скоростям,мощным двигателям и повышению управляемости. Размеренные круизеры и классические мотоциклы постепенно отошли на второй план, уступив первенство производительным спортбайкам.
И это — только первые этапы динамичного развития. Что было дальше? Скоро узнаете в новой части нашего познавательного цикла статей!